По данным Минтранса [30], сегодня свыше 11 % всех инвестиций в стране направляется в транспортный комплекс. В 2020 году объем инвестиций вырос на 7 % к 2019 году и составил около 1,8 триллиона рублей. Это составляет порядка 2% от ВВП. А к 2024 году инвестиции в транспорт должны увеличиться до 3,3 триллиона и составить не менее 2,4 процента от ВВП.
За последние два года на уровне в 65-70 млрд. руб. ежегодно выделялись инвестиции в портовую отрасль и судостроение. Активное развитие портов связано как с переключением российских грузопотоков из гаваней Прибалтики в отечественные, так и привлекательностью экспортных направлений, в частности на Дальнем Востоке.
Несмотря на противоречивое развитие международного сотрудничества, зарубежные инвесторы достаточно активно участвуют в проектах инфраструктурного развития в РФ. Так, по данным Национального центра ГЧП, инвестиции в морские порты и аэропорты РФ стали наиболее привлекательными для иностранных инвесторов в 2015-2017 гг. За эти три года общий объем иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества составил 28,234 миллиарда долларов, из которых вложения в морские порты составили 1,862 миллиарда, а инвестиции в 22 аэропорты - 900 млн. руб. И ФАС недавно инициировала предложение проработать механизмы возможного снижения административных барьеров для иностранных инвестиций в морские порты и аэропорты РФ.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦОННЫХ ПРОЕКТОВ 6
1.1. Сущность и понятие инвестиций и инвестиционных проектов 6
1.2. Методика оценки экономической эффективности инвестиционного проекта 11
1.3. Особенности инвестиций на предприятиях водного транспорта на примере Северо-Западного региона 16
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ» 21
2.1. Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности АО «Мурманский морской торговый порт» 21
2.2. Анализ погрузо-разгрузочного оборудования и складских площадей АО «Мурманский морской торговый порт» 36
2.3. Оценка внешней среды, возможностей и рисков 40
3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИЧАЛА В АО «МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ» 47
3.1. Формирование информационного массива 47
3.2. Разработка финансового плана инвестиционного проекта реконструкции причала 52
3.3. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта реконструкции причала 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76