При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и качества собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексию, причем все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т. д.). Профессионально значимые качества личности учителя у А.К. Марковой близки к понятию «способность». Например, педагогическая наблюдательность – это способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу (перцептивные способности), педагогическое целепола-гание – способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретическое основы развития профессионально-значимых качеств современного педагога
1.1. Основные компоненты в структуре профессионально-значимых качеств педагога…………………………………………………………………. 6
1.2. Значение личностных качеств учителя в педагогическом процессе………………………………………………………………………… 15
1.3. Профессиональные функции педагога в педагогической деятельности……………………………………………………………………. 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению профессионально-значимых качеств современного педагога
2.1. Изучение профессионально-значимых качеств современного педагога………………………………………………………………………… 26
2.2. Практические рекомендации по формированию профессионально-значимых качеств педагога…………………………………………………….. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………41