Объект исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования – педагогические условия проведения сюжетно-ролевых игр для развития связанной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель исследования - доказать эффективность применения педагогических условий в сюжетно-ролевых играх для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать учебную, методическую и научную литературу по исследуемой проблеме.
2. Дать характеристику понятию «связная речь».
3. Выделить особенности развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Определить особенности проведения сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие связанной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по применению педагогических условий в сюжетно-ролевых играх для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
6. Составить картотеку сюжетно-ролевых игр, с реализацией в игре педагогических условий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с рекомендациями по их использованию).
Одной из главных задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками является формирование связной (монологической и диалогической) речи.
Связная речь необходима для того, чтобы давать правильные развернутые ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, уметь рассуждать и объяснять свои мысли, уметь правильно воспринимать и воспроизводить учебный материал.
От того насколько хорошо дошкольник овладеет связной речью, будет зависеть его дальнейшая успеваемость в школе.
Эффективным методом развития связной речи является использование сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя функции (роли) взрослых в специально созданных для этого условиях дошкольного учреждения.
Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными для ребёнка связями.