В системе основного общего образования формирование правовой культуры выражается и в фундаментальном ядре содержания общего образования: правовая составляющая не выделяется в качестве отдельной области, а становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами. В данном случае у обучающихся формируется такая модель поведения в обществе, которая бы соответствовала нормативно-правовым актам государства.
В ходе беседы с преподавателем обществознания удалось выяснить, что на уроках обществознания ведутся дискуссии на различные темы в области права. Старшие подростки учатся выражать свою точку зрения на изучаемые правовые нормы, приходят к выводам о пользе данной нормы, её необходимости в системе законодательства нашего государства. У старших подростков формируется правовая культура и правовое сознание, которые выражаются в отношении к основным законам нашего государства и необходимости их исполнения.
Хочется отметить особый интерес старшеклассников к законодательству РФ. Старшие подростки следят за основными изменениями и не стесняются спрашивать и обсуждать это на уроках. Они заинтересованы в изучении законодательства и области его применения.
Но имеются и недостатки в процессе формирования правовой культуры у старших подростков в МОУ СОШ №14.
К ним относятся недостаточное межведомственное взаимодействие школы с другими организациями и органами власти. Основы права и законодательства разъясняют только педагоги, что дает детям возможность посмотреть на закон только с одной стороны, стороны исполнителя.
Необходимо также отметить, что в списке экскурсий, проведённых в 2021 году, нет ни одной, которая бы выполняла задачи формирования правовой культуры. Ограничено участие старших подростков в городских конференциях и круглых столах по вопросам формирования правовой культуры. Проектная деятельность в основном реализуется только на школьном уровне. Среди проектов, представленных в 2021 году, нет ни одного на правовую тематику.
Начиная с 9 класса, в основном вся внеурочная деятельность сводится к подготовке к государственным экзаменам, что существенно сказывается на воспитательной работе, в том числе и в области правового воспитания.
К тому же стоит отметить, что часов, отведённых для блока права в рамках предмета «Обществознание» недостаточно. Изучение основ правоведения происходит поверхностно и достаточно быстро.
В школьной программе по обществознанию рассматривается небольшая часть теории права, которая в дальнейшем только формирует представление о праве, но не имеет практической направленности в то время, как ориентироваться в законодательстве своего государства, знать свои обязанности и права, уметь ими пользоваться и правильно толковать нормы закона, - одно из важнейших качеств современного гражданина правового государства и гражданского общества.
Оглавление
Введение 3-5
Глава 1. Теоретические основы формирования правового воспитания обучающихся. 6
1.1. Понятие и сущность правового воспитания………………..…………………………….6-14
1.2. Роль правового воспитания в формировании правосознания обучающихся…………………………………………………………………………………………………………..14-16
1.3. Формирование правовой культуры — конечный результат правового воспитания обучающихся …………………………………………………………………………………………..17-24
1.4. Роль правового воспитания обучающихся в формировании правового государства и гражданского общества ……………………………………………………………………24-29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой культуры обучающихся на примере МОУ СОШ № 14 г. Электрогорск 30
2.1. Анализ деятельности МОУ СОШ № 14 по формированию правовой культуры обучающихся. 30-37
2.2. Первичная диагностика уровня правовой культуры обучающихся 37-47
2.3. Программа по формированию правовой культуры обучающихся………………….47-52
Заключение…………………………………………………………………………………53-54
Список литературы………………………………………………………………………………………………..55-57
Приложения…………………………………………………………………………………58-66