В настоящее время существует множество научных работ, которые раскрывают данную тему, однако, несмотря на это, возможные перспективы будущего или понятие «психология будущего» все еще не является раскрытым в полной мере, а остается в достаточной степени неопределенным. При проведении анализа существующих работ на данную тему можно выделить три вектора в части определения будущего: будущее определяется относительно прошлого и настоящего; будущее определяется с точки зрения его структуры; будущее определяется относительно его ценностного содержания. На основании вышеперечисленных трактовок можно сделать вывод о том, что понятие «образ будущего» можно трактовать как субъективную картину представляемого будущего, содержащую информацию о таких аспектах, как профессиональный путь и личная жизнь непосредственно субъекта, его взаимоотношения с другими людьми, события, происходящие в общественной жизни страны. На рисунке 1 представлены компоненты психологического будущего.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА…………………………………………………………………………..5
1.1 Образ будущего как предмет исследования в современной психологии…….. 5
1.2 Особенности представлений о будущем на разных возрастных этапах……… 8
1.3 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста………… 10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕМ ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ……….18
2.1 Структура и содержание социальных преставлений о своем будущем у учащихся 9-х классов…………………………………………………………………18
2.2 Значимость представлений родителей для будущего учащихся 9-х классов… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………… 40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………. 42