Наблюдение показало, что словарный запас детей беден, дети плохо проговаривают слова, на вопросы педагога дети в основном отвечают односложными ответами, в своей речи используют существительные и местоимения. Большинство детей затрудняются правильно составить простое предложение. Возникают трудности в подборе прилагательных к существительному. Большинство детей испытывают трудности в пересказе, необходима помощь воспитателя.
Для решения второй задачи был сделан анализ предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе.
Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение предметно-пространственной развивающей среды в группе. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - говорила Е. И. Тихеева [49].
Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. В группе создана достаточно богатая предметно-игровая среда для развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный наглядный материал, различные дидактические игры, уголок для театрализованной деятельности, музыкальный уголок, центр сюжетно-ролевых игр.
В группе оформлен книжный уголок, на полочках которого расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается грамотно, книги представлены в нескольких экземплярах. В книжном уголке детям очень нравится рассматривать иллюстрации из различных произведений.
С целью создания эффективной предметно-игровой среды, в группе оформлен речевой уголок. Для создания данного уголка были разработаны определенные требования к его содержанию. Воспитателем был создан практический материал для организации речевых игр и занятий. В него входят: комплексы пальчиковых игр; игры на развитие речевого дыхания; пособия для проведения артикуляционных упражнений; картотеки сюжетных картинок; игры для обогащения словарного запаса, игры по развитию фонематического слуха и игры на развитие мелкой моторики.
В центре сюжетно-ролевых игр созданы условия для возникновения различных сюжетов игр, что способствует развитию и обогащению словаря детей. Все игры соответствуют возрасту детей. Имеется достаточное количество атрибутов. Воспитателем группы совместно с родителями была проведена большая работа по оформлению игровых зон и изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Все атрибуты и пособия для игр изготовлены из безопасных материалов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА CРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО -ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………….8
1.1.Психолого — педагогический анализ литературы по проблеме обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста………………………………..8
1.2. Особенности построения предметно – пространственной развивающей среды детей младшего дошкольного возраста…………………………………13
1.3. Методические подходы к обогащению словаря детей младшего возраста……………………………………………………………………………19
Выводы по первой главе…………………………………………………………24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА CРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО — ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………………………………..25
2.1. Методика выявления уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………..25
2.2.Система образовательной работы по обогащению словаря детей средствами предметно — пространственной развивающей среды……………30
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов…………………………36
Выводы по второй главе…………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….50