31 декабря 1826 г. при Николае I вышел циркуляр Министерства внутренних дел за № 1068, обязывающий губернаторов доставить сведения о памятниках-зданиях и об установлении воспрещения разрушать их. Издание циркуляра фактически являлось попыткой создать национальный Свод памятников истории и культуры, в котором под памятниками понимали «остатки древних замков и крепостей или других зданий древности» .
В 1871 г. Московское археологическое общество выработало «Проект положения об охране древних памятников» , в соответствии с которым выделялось четыре категории памятников: памятники архитектуры (каменные и деревянные здания, все искусственные городища, курганы); памятники письменности (рукописи и старопечатные книги); памятники живописи (иконы, стенопись); ваяния, резьбы и изделия из золота, серебра, меди и железа , однако положение вызвало серьезную критику со стороны Академии наук и Академии художеств в основном из-за непроработанности материально-финансовых вопросов и был отклонен правительством.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 6
1.1. История становления и развития современного законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с объектами культурного наследия 6
1.2. Понятие, признаки, категории и виды объектов культурного наследия в Российской Федерации 15
1.3 Роль государства в управлении и контроле за объектами культурного наследия 24
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ 35
2.1. История образования объектов культурного наследия на территории Иркутской области 35
2.2. Меры по сохранению объектов культурного наследия Иркутской области 42
2.3 Судебно-правовой аспект вопросов, связанных с использованием и охраной объектов культурного наследия в Иркутской области 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60