Этот подход уходит своими корнями в советский период и основан на исследованиях школы хозяйственного права. По мнению В.В. Лаптева, эти отношения носят предпринимательский характер «по вертикали», где государство в лице своих государственных органов принимает активное участие для удовлетворения собственных потребностей. По мнению автора, гражданско-правовое регулирование в данном случае не в полной мере справляется со своими задачами [1, с. 33].
Не обращая внимания на отсутствие законодательного закрепления административного договора, ученые, придерживающиеся первой точки зрения, выделяют присущие ему особенности: отсутствие равенства участников отношений; административная ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных административным договором; отсутствие ответственности стороны, наделенной властными полномочиями.
Контрактная система является результатом длительного поиска оптимальной организационно-правовой формы обеспечения государственных и муниципальных нужд.
За последние три десятилетия были реализованы три реформы, каждая из которых предусматривала концептуальное изменение подходов к правовому регулированию обеспечения государственных и муниципальных нужд: «государственные закупки» – «государственный заказ» – «контрактная система».