Потенциал театрально-игровой деятельности в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников

Потенциал театрально-игровой деятельности в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников

Вид работы: статья  |   Предмет работы: Педагогика   |   Количество листов: 6

Аннотация: В статье рассматривается возможность изучения потенциала театрально-игровой деятельности как средства работы по формированию коммуникативных навыков, определены особенности ее организации при работе с детьми дошкольного возраста. Ключевые слова: театрально-игровая деятельность, театрализованная игра, коммуникативные навыки, дети дошкольного возраста. Annotation: The article considers the possibility of studying the potential of theatrical and gaming activities as a means of working on the formation of communication skills, the features of its organization when working with preschool children are determined. Key words: theatrical and gaming activities, theatrical play, communication skills, preschool children Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему, как уникальному периоду развития личности, определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности. Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативных навыков является организация таких условий, при которых дети приобретают коммуникативные компетенции, соответствующие высокому уровню общения. Использование театрализованной деятельности в работе со старшими дошкольниками является, одним из решений проблемы формирования коммуникативных навыков у обучающихся. Театрализованная игра – это деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее полно охватывает личность ребенка отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. Это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрально-игровую деятельность в образовательном и воспитательном процессе. Театрализованные игры назвали так, по-видимому, за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность усиливает привлекательность игры[3]. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в ее основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества. Театрализованная деятельность является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. В результате у обучающихся появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только к окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве). Очевидно, что появление такого рода способностей открывает широкую перспективу для дальнейшего развития коммуникативных умений детей посредством театрализованной деятельности [1]. Театрализованная деятельность базируется на совместной деятельности взрослого и ребенка, умении договариваться, работать в коллективе. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.). Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу. В старшем дошкольном возрасте развивается умение налаживать взаимодействие с партнером, использовать речь в разнообразных коммуникативных ситуациях, расширяющихся сферах общения, что предполагает включение ребенка в общение, диалог широкого круга взрослых и сверстников[4]. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует формированию коммуникативных умений. Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, свободно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных умений. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа. Самостоятельное разыгрывание ролей помогает ребенку постигать нравственно-этическую подоплеку поведения персонажей, потому что он получает от взрослого положительную или отрицательную оценку качествам и действиям героев сказки. «Такая оценка взрослых формирует у дошкольника навык этичного поведения и подталкивает его делать выбор в пользу нравственных поступков. В силу того, что театральные постановки носят коллективный характер, они способствуют формированию коммуникативных умений, коллективизма, взаимопомощи» [2, с. 96].


Аннотация: В статье рассматривается возможность изучения потенциала театрально-игровой деятельности как средства работы по формированию коммуникативных навыков, определены особенности ее организации при работе с детьми дошкольного возраста.










ПОМОЩЬ С НАУЧНОЙ РАБОТОЙ

Подготовим для Вас работу по стандартам Вузов

Готовая работа с высокой уникальностью по минимальной цене
Срок выполнения от 2 часов
Антиплагиат более 70%

Быстрый заказ работы





[honeypot 2Mp1wUz2rkcR2jj1Ahxo]

Мы перезвоним через 5 минут

Яндекс.Метрика

Error: Please enter a valid email address

Error: Invalid email

Error: Please enter your first name

Error: Please enter your last name

Error: Please enter a username

Error: Please enter a password

Error: Please confirm your password

Error: Password and password confirmation do not match