Маргарита – одна из главных героинь романа. Практически единодушно указывают на прототип Маргариты – Елену Сергеевну Шиловскую (девичья фамилия – Нюренберг), третью жену М.А. Булгакова. От второго мужа, высокопоставленного военачальник Е.А. Шиловского, Елена Сергеевна имела двоих детей, вела беспечную, не отягощенную житейскими проблемами жизнь, равно как и ее литературный двойник – Маргарита. Но так продолжалось до встречи с Мастером, с писателем М.А. Булгаковым, который, собственно, является в романе Мастером и во многом писатель создавал его, списывая с себя. У Булгакова, как и у его героя «Вечно не хватало денег, не ладилось с квартирой. А уж о критиках и говорить нечего – те пинали его как хотели» .
Находим в романе: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО М. БУЛГАКОВА В КОНТЕКСТЕ РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ………………………………..
6
1.1. Теоретические аспекты элементов поэтики для изучения романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова………………………………………………….
6
1.2. Романтическая традиция в творчестве М.А. Булгакова как проблема современного литературоведения………………………………………..
9
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РОМАНТИЗМА В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»…………………………………………………………………………………
16
2.1. Художественное воплощение принципов романтического двоемирия: мотив безумия………………………………………………………………….
16
2.2. Демонологическое и фантастическое: романтический мотив сделки с дьяволом………………………………………………………………………………
22
2.3.Способы реализации романтической иронии………………………………… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……. 33