Педагогический конфликт является формой проявления обострившихся
субъектно-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения
способов его предупреждения и преодоления. Педагогический конфликт, как
правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем
включении субъективного фактора.
Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять
позицию, противоположную и несовместимую по отношению к интересам
другой. Поэтому истинной причиной конфликтов можно считать
противоположную направленность интересов.
В социальной психологии существует многовариантная классификация
конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу
(количество причин, субъекты, протяженность, значение для организации,
способы решения конфликтов).
Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в
результате профессионального и межличностного взаимодействия участников
учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся
субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них
отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую
конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное
устранение его причин.
Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как
разновидности конфликтов, прежде всего, обращается внимание на сферу его
протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов
(педагоги — дети, педагог — педагог, педагог — руководитель, педагог — родитель),
эмоциональный фон протекания.