Канадский ученый Ганс Селье – одним из первых дал расшифровку понятию «стресс», где афишировал необусловленность процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Влияния могут быть абсолютно разными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих результатам его исследований, на чрезмерные по силе воздействия организм отвечает генерализованной неспецифической реакцией стресса и формированием в нем одноименного состояния. Рассмотрим следующее определение стресса, который дал
П.Д. Горизонтов: «Под стрессом мы понимаем общую адаптивную реакцию, которая возникает в неблагоприятных жизненных условиях, угрожающих нарушению гомеостаза организма». С точки зрения Ирины Николаевны Агафоновой, кандидата психологических наук, под стрессом понимается: «сильная неблагоприятная физиологическая и/или психологическая реакция организма человека на действие стрессора. При этом стрессор — любое обстоятельство жизни (заболевание, боль от падения, взыскание, угроза, инкриминирование, испытание и т. п.), анализированное человеком, как неблагоприятное, мешающее удовлетворению его потребностей»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ РЕБЕНКА К СЛОЖНЫМ СИТУАЦИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность понятия стрессоустойчивости ребенка в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Семья как фактор воспитания стрессоустойчивости ребенка к сложным ситуациям жизнедеятельности 17
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Исследование уровня стрессоустойчивости детей школьного
возраста 29
2.2 Апробация психолого-педагогических условий по развитию стрессоустойчивости у детей школьного возраста с применением технологий арт-терапии 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………58
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………72
ПРИЛОЖЕНИЕ 74