C.Ю. Бологова отмечает, что при работе с детьми дошкольного возраста н необходимо «поэтапное формирование начальных знаний об архитектуре как виде искусства; создание взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества; обеспечение возможности применять знания в художественно-творческой деятельности; использование различных форм и методов ознакомления с архитектурой» [7, с.10].
Вышеназванным автором проведена экспериментальная работа со старшими дошкольниками, которая предполагала проведение бесед с детьми по вопросам: «диагностические задания на определение типа различных архитектурных сооружений, выбор адекватных определений для характеристики содержания произведений зодчества» [7, с.10]. «Использован метод выбора предпочтительных сооружений; проводился анализ рисунков детей, созданных на заданную тему и по впечатлениям, полученным от восприятия архитектурных объектов» [7, с.11]. Данные исследования показали, что «даже для старших дошкольников свойственны фрагментарные и поверхностные представления о базовых свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности» [7, с.11]. Автор отмечает, что «при восприятии архитектурных объектов трудности в выделении особенностей объемной композиции, обычно, внимание детей приковано к ярким элементам конструкции и отдельным декоративным элементам» [7, с.12].
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 6
1 Теоретические основы проблемы восприятия изобразительного искусства детьми младшего дошкольного возраста 10
1.1 Проблема художественного восприятия у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Особенности восприятия архитектуры детьми дошкольного возраста 12
1.3 Возможности формирования восприятия архитектуры у детей 3-4 лет 20
2 Экспериментальное изучение особенностей восприятия архитектуры детьми 3-4 лет 31
2.1 Цель, задачи и методика изучения специфики восприятия архитектуры у детей 3-4 лет 31
2.2 Результаты диагностики восприятия архитектуры детьми 3-4 лет 34
Заключение ………………………………………………………………………………………………41
Список использованных источников………………………………………………………….44
Приложение А (обязательное) Образцы протоколов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………………………………….49
Приложение Б (обязательное) Сводные результаты констатирующего эксперимента…………………………………………………………………………………………….57