С позиции регуляции жизнедеятельности рефлексия рассматривается как необходимый элемент всякого развития и понимается как «психологический механизм» организации и простраивания целостности психики и сознания человека, то есть ограничения, с целью более эффективной регуляции взаимодействия человека с миром. При этом конечно же, изменяются ценностно-смысловые образования (И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов, 1983, Д.А.Леонтьев, 1997, Ф.Е.Василюк, 1984; А.С.Шаров, 2000). Рефлексия, являясь подсистемой регуляции человека, связывает воедино остальные подсистемы регуляции, обеспечивает их согласование (например, адекватное выражение ценностно-смысловой сферы в активности); простраивает каждую подсистему. Так, по Гегелю природа рефлексии в различении и тождестве. Это различение и тождество касается психики и сознания человека. Рефлексия различает, дифференцирует психику человека в пределах целого, тем самым, оформляя и простраивая ее.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Теоретико-методологические основы изучения рефлексивных процессов личности 8
1.1 Рефлексия, история возникновения и научные взгляды 8
1.2 Подходы к пониманию рефлексии и виды рефлексии 10
1.3. Рефлексия в зависимости от пола 22
2. Эмпирическое исследование особенностей рефлексивных процессов личности в зависимости от пола 24
2.1 Организация и методы исследования 24
Описание используемой методики. 25
2.2 Обсуждение и анализ результатов исследования 25
Сравнительный анализ 26
Заключение 27
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 31