Специфика расположения пальцев левой руки на альтовом грифе определяется более широкой мензурой, расширенным положением пальцев, затрудненностью игры четвертым пальцем. С точки зрения преемственности в обучении альтиста целесообразна расстановка пальцев по принципу «от четвертого к первому». Округлый 4-й палец, отодвинутый назад 1-й, и кисть, приближенная к шейке инструмента, обеспечивают оптимальную для альтового грифа постановку левой руки. При этом не следует добиваться большой закругленности 4-го пальца, чтобы избежать кистевых движений. Кроме того, «проблема 4-го пальца» заставляет внимательно относиться к рулевым движениям локтя, особенно при установке 4-го пальца на нижележащую струну [12; 35].
В альтовой педагогике существуют различные подходы к «проблеме большого пальца». Так, Ю. Крамаров не усматривал существенных различий в положении большого пальца у скрипачей и альтистов [28]. Из этого следует, что большой палец может быть продвинут вперед ко 2-му – 3-му пальцам, либо отведен назад к 1-му, что, по мнению Б.А. Струве, связано с индивидуальными особенностями строения кисти [36]. В.В. Борисовский настаивал на отведении большого пальца левой руки назад, что «обеспечивает руке более свободный выход в высокие позиции» [34]. Неоднозначность проблемы состоит в необходимости соблюдения двух противоположных требований: устойчивости и свободы. Значимым является комплексное взаимодействие рук. Степень веса левой руки (облегчение при сменах позиций, в темповых эпизодах, и усиление в кантилене) находится в тесной связи с игровыми действиями правой руки со смычком (облегчение ее тяжести у колодки и увеличение у конца).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Становление альтиста исполнителя
на начальном этапе…………………………………………6
1.1. Физиологическиеособенности игрового аппарата альтиста
и параметры инструмента………………………………………………6
1.2. Основы звукоизвлечения на альте. Работа над звуком………………8
ГЛАВА ВТОРАЯ. Формирование постановки игрового аппарата
в начальный период становления альтиста……………..12
2.1. Общие постановочные упражнения…………………………………13
2.2. Постановка левой руки альтиста…………………………………….15
2.3. Постановка правой руки альтиста……………………………………18
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Развитие техники и работа
над инструктивно-техническими произведениями
в классе альта………………………………………………21
3.1. Хрестоматии, пособия, школы игры на альте……………………..22
3.2. Работа над инструктивно-техническим материалом
в классе альта…………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29