Работу с проблемными заемщиками на начальном этапе, в период пер-вой и второй задержки платежей, проводят сотрудники кредитного отдела. Как правило, общение с ними ограничивается напоминанием клиенту его обязанностей по оплате кредита [16, с. 61].
После второй невыплаты в действие вступают уже специалисты небанковской специализации. Заемщик может по-прежнему считать, что о нем в банке забыли, однако на самом деле процесс возврата долгов только начинает действовать.
На этом этапе с должниками работают сотрудники того же банка, правда уже из службы безопасности. Большинство проблемных кредитов гасится до момента объявления дефолта, то есть спустя 2-4 месяца после первой задержки. Большинство людей боятся последствий для собственной репутации. И не зря. Ведь с некоторых пор на каждого россиянина, когда-либо бравшего кредит в банках, заведена кредитная история. Факт невыплаты займа навсегда останется в этом документе, а впоследствии может стать причиной отказа в кредите.
Сейчас бизнес по выбиванию долгов банкам выгодно отдавать на сторону так называемым коллекторским агентствам. В ряде случаев эти специализированные компании выкупают пакет долгов, чтобы в дальнейшем с ним работать. Долг заемщика при этом переходит новому кредитору. А банк списывает долги с баланса, тем самым улучшая свой имидж, и высвобождая резервы. Но даже если коллектор работает на аутсорсинге (оказывает единовременную услугу по каждому случаю), для банка вероятность возврата денег многократно вырастает. При этом не надо содержать внушительный штат службы безопасности [14, с. 19].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…..…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ И ПРОСРОЧЕННЫМИ КРЕДИТАМИ………………5
1.1 Сущность проблемных кредитов, их классификация и причины……5
1.2 Структура и особенности работы банка с проблемной задолженностью…………………………………………………………………………………9
1.3 Проблема просроченной задолженности по банковским кредитам в России………………………………..……………………………………………12
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ И ПРОСРОЧЕННЫМИ КРЕДИТАМИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК)……………………………………..…15
2.1 Технико-экономическая характеристика ПАО Сбербанк ………….15
2.2 Оценка эффективности работы с проблемной задолженностью в ПАО Сбербанк……………..…………………………………………………….20
2.3 Мероприятия и пути повышения результативности банковской работы с проблемными и просроченными кредитами……………….……….…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…….34