ХХ век был ознаменован большим количеством разного рода изменений, которые затронули практически все сферы жизнедеятельности общества. В социологической науке стали появляться новые феномены, объяснение которых вызывало сложности и требовало от социологической теории переосмысления используемых ею методов и аналитических моделей. К числу факторов, оказавших активное влияние на эволюцию сетевой концепции, прежде всего следует отнести развитие транспортной инфраструктуры, телефонных сетей и Интернета. Для объяснения социальных явлений все чаще стало использоваться понятие «фокус-группа». Такой подход по мнению многих исследователей, является довольно продуктивным, так как обладает высоким потенциалом в решении существующих проблем и в формировании ответа на возникающие задачи современной социологической науки [9, C. 31].
Метод фокус-групп сформировался достаточно давно. Хотя древние философы от Платона до Конфуция говорили о темах, которые позже стали известны как социология, официальная социальная наука возникла в результате промышленной революции начала 19 века и находилась под ее влиянием. Его семь основных основателей: Огюст Конт, У.Э.Б. Дюбуа, Эмиль Дюркгейм, Гарриет Мартино, Карл Маркс, Герберт Спенсер и Макс Вебер. Конта считают «отцом социологии», поскольку ему приписывают введение этого термина в 1838 году. Он считал, что общество следует понимать и изучать таким, какое оно есть, а не таким, каким оно должно быть, и был первым, кто признал, что путь понимание мира и общества основывалось на науке.
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФОКУС ГРУПП В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 7
1.1 Использование метода фокус-групп в исследовании социальной и экономической реальностях 7
1.2 Методологические принципы использования фокус-групп в социально-экономическом исследовании 15
2. Исследование причин миграции молодежи методом фокус-группы 19
2.1 Программа проведения исследования 19
2.2 Проведение фокус-группы и анализ результатов 22
2.3 Возможности и ограничения использования метода фокус-группы при исследовании социально-экономических процессов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41