Действенным фактором, самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, социальной, художественно-эстетической сферах. Поэтому так важно, чтобы учитель был образцом нравственной чистоты, проявлял творчество, мог вдохновить на кружковую работу, туризм, краеведение и т.д. Не менее важны примеры лучших учеников, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.
Много стимулов для подростков и младшеклассников к самовоспитанию, содержат здоровая полемика на нравственные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных учеников. Одна ученица написала в своем дневнике, что, когда она слушала, как на собрании критиковали восьмиклассницу за копирование домашнего задания, она приняла критику на свой счет, потому что у нее самой иногда не хватало силы воли досидеть до конца трудной математической задачи и она спешила попросить помощи. Собрание послужило для нее серьезным уроком, хотя лично ее не критиковали.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5
1.1. Понятие познавательной деятельности учащихся 5
1.2. Уровни познавательной активности учащихся 9
1.3. Принципы активизации познавательной деятельности 9
1.4. Факторы, побуждающие учащихся к активности 12
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1. Методы активизации познавательной деятельности 15
2.2. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24