Анализ поведения детей раннего возраста, проведенный В.И.Лубовским, показывает – ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, постоянно обращающегося к детям со словесными высказываниями требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.
Речевое развитие ребенка оптимально формируется при индивидуальном его общении со взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постепенно на близком расстоянии видеть лицо говорящего. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом.
Аннотация: в статье рассматривается социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста, принципы реализации данного направления, речевое развитие ребенка, проведение игр и упражнений для коммуникации с участникам образовательного процесса.
Ключевые слова: индивидуализация, социализация ребенка, интеграция, развитие речи, вариативность, коммуникативная игра, консультация.