Развитие ребенка в процессе его взросления описывается как ряд процессов; инициации и качественного улучшения этих процессов: расширение границ фактических и ближайших зон развития, совместная деятельность ребенка (интериоризация), как одновременное движение в разных направлениях, многовекторная модель зоны ближайшего развития, приводящая к появлению новых путей, которые дают возможность совершенствоваться состоянию векторов и взаимосвязям между ними. Изучены принципы системного и структурно-генетического подходов к исследованию развития процесса мышления у детей (Garber, 2013). У Л.С. Выготского в его культурно-исторической теории социальная ситуация выделяется как источник развития, играющий решающую роль в развитии мышления, а так же «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, в двух планах, сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, за тем внутри ребенка как категория интрапсихическая» [8]. Несмотря на то, что у детей с ОНР присутствует познавательный интерес, достаточное развитие предметно‐практической и трудовой деятельности, у них, все же, можно выявить своеобразие в развитии отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и другое), а словесно-логическое мышление формируется с определенными трудностями [3]. На это обращали внимание такие ученые как: Р.А. Белова, И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левина и др. Снижение речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи проявляется в выборе лексико-грамматических средств передачи смысла высказывания, что затрудняет построение связного и последовательного высказывания. Трудность в усвоении отвлеченных и обобщающих понятий, замена родовых понятий видовыми, стереотипностью характеризуется лексический запас у таких детей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования мышления детей с общим недоразвитием речи 7
1.1.Обзор литературных источников по проблеме исследования мышления детей с ОНР 7
1.2. Мышление и его виды 16
1.3. Развитие мыслительных операций в онтогенезе 20
1.4. Особенности формирования мышления детей с ОНР 27
1.5. Клинико-психологическая характеристика детей с ОНР 39
1.6. Краткое резюме по теоретическому обзору литературы 43
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
2.1. Постановка проблемы, объект, предмет, цели и задачи исследования…………….. 52
2.2. Методы исследования 47
2.3. Характеристика выборки испытуемых …………………………………….
2.4. Результаты исследования и обсуждение…………………………………..
Cписок литературы 48