Рассматривая специфику социально-психологической дезадаптации
подростка заметим, что деятельность педагога-психолога в образовательной
организации зачастую связана с потребностью в улучшении условий для
обучения и развития подростков с высоким уровнем конфликтности во
взаимоотношениях с учителями, родителями и сверстниками, вербальной и
иными видами агрессии в поведении, сложностью в построении дружеских
отношений и учебного сотрудничества, нарушениями эмоционально-
личностного отношения к учению, учебно-профессиональным планам,
учителям, академической неуспешностью, в частности, охарактеризованной
низким уровнем дисциплинированности, трудновоспитуемости и пр. Это
подростки, которые по различным причинам, из-за различных условий и под
влиянием различных факторов не смогли адаптироваться к социуму, таким
образом, входящие в группу риска социально-психологической
дезадаптации.
Принято отмечать следующие уровни дезадаптации подростков
согласно точке зрения С. А. Беличевой 1 : патогенная, психолого-социальная,
социальная дезадаптация. Рассмотрим каждый вид подробнее.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-педагогической
деятельности по дезадаптации подростков 6
1.1 Специфика социально-психологической дезадаптации подростка 6
1.2 Социально-педагогическая профилактика дезадаптации подростков как
научная проблема 13
Выводы по первой главе: 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению социально-
педагогических причин дезадаптации подростков 20
2.1 Программа исследования 20
2.2 Констатирующий этап 22
2.2 Формирующий этап 26
2.3 Контрольный этап 30
Выводы по второй главе: 33
Заключение 35
Список литературы 39
Приложения 41