Мышление - это процесс познания, связанный с открытием субъективно новых знаний, решением проблем, с творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление изучается как мыслительный процесс и как процесс решения проблем. Мышление включено во все виды человеческой деятельности (работа, познание, общение, игра) и связано со всеми личностями, человеческими характеристиками (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и т. д.). Мышление считается высшим познавательным процессом.
Мышление как психический процесс происходит в умственных (мыслительных) действиях и операциях. [15]
На протяжении двадцатого века многие выдающиеся психологи обращались к теме психологического исследования мышления, каждый в своей собственной теоретической модели по своему выбору. Среди них Дж. Уотсон, Дж. Пиаже, Вертгеймер, О. Зельтс, З. Фрейд и другие. Среди отечественных ученых - С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.
Оглавление
Введение 3
1. Виды мышления 5
2. Основные теории мышления в западной психологии 10
2.1. Ассоциативный подход 11
2.2. Вюрцбургская школа 11
2.3. Функционализм 13
2.4. Психоаналитическая версия 14
2.5. Когнитивный подход 14
2.6. Бихевиористские концепции 17
2.7. Гештальт-подход 17
2.8. Информационно-кибернетическая теория 18
3. Теории мышления в отечественной психологии 19
3.1. Онтогенетическая теория мышления 20
3.2. Теория поэтапного формирования действий 20
3.3. Подход Л.С. Выготского 22
3.4. Деятельностная теория мышления 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30