В соответствии с требованием ФГОС ДО развитие детей раннего возраста происходит в приоритетных для этого возраста видах деятельности: предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто); общении с взрослыми и совместных играх со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживании и действиях с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка); восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок; двигательной активности.
Среди основных условий, определяющих успешность решения задач развития детей раннего возраста, - в том числе и адекватное обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которое достигается наличием:
1. Двигательных игрушек, стимулирующих адекватное возрасту физическое развитие.
Этот вид оборудования представлен двумя модулями.
Первый — это крупное оборудование, которое предполагает одновременное нахождение нескольких детей: горки, качели, треки, сухой бассейн, мягкие модули, тактильные дорожки-конструкторы, выполненные из мягких полиуретановых материалов - резины, пластмассы, поролона.
Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
В психолого-педагогической науке среда рассматривается как фактор психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.), социализации личности (П. П. Блонский, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и др.). По мнению ряда ученых, среда является основой построения взаимодействия педагога с детьми (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, Н. А. Реуцкая, Н. Я. Михайленко).
В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия «среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда (С. Л. Новоселова); предметно-развивающая среда (В. А. Петровский); предметнопространственная среда (Т. С. Комарова), предметно-игровая среда (Н. Т. Гринявичене и др.).