В теории и методике специальной педагогики до настоящего времени отсутствует научно обоснованная система формирования изобразительной деятельности в целостной парадигме воспитания и обучения дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. На наш взгляд, имеются все предпосылки для создания социально-педагогической модели формирования изобразительной деятельности в системе воспитания и обучения детей с разным уровнем умственной недостаточности.
Е.Г. Каменов, Т.С. Комарова, З.В. Лиштван и др. считали, что изобразительная деятельность детей играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка не только продуктивная деятельность, но и это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. В процессе занятия изобразительной деятельностью у детей формируются нравственно-волевые качества. Они учатся концентрироваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от детей активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе. Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображениях, впечатляющих ребенка об окружающем мире.
Оглавление
Введение3
Глава 1. Научно-теоретические основы развития у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталостью изобразительной деятельности (на примере рисования) 7
1.1. Закономерности развития изобразительной деятельности в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития изобразительной деятельности у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости 12
1.3. Методические аспекты коррекционной работы по развитию у детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости изобразительной деятельности 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Организация, содержание и результаты эмпирического исследования 25
2.1. Общая организация исследования 25
2.2. Изучение особенностей и выявление уровня развития у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости изобразительной деятельности (на примере рисования)28
2.3. Программно-методические аспекты работы по развитию у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости изобразительной деятельности (на примере рисования) 33
Выводы по 2 главе 39
Заключение 40
Аннотация 42
Список использованных источников и литературы 44
Приложение 49