Другим направлением развития образовательного сотрудничества является реализация собственных программ помощи и развития, при создании которых страна опиралась на свой опыт получения иностранной поддержки в период послевоенного восстановления. После подписания Плана Коломбо (1951), обзывающего предоставлять помощь нуждающимся государствам, прежде всего, в сфере образования, Япония учредила «Официальную помощь в целях развития» (ОПР) – подразделение МИД, деятельность которого направлена на интенсификацию развития и увеличение благосостояния развивающихся стран. В основном инициативы имплементируются правительственным учреждением – Агентством по международному сотрудничеству Японии (JICA). Двусторонняя помощь в рамках ОПР предоставляется по нескольким направлениям.
Во-первых, продвижению ОПР содействует Японский банк международного сотрудничества (JBIC) посредством выделения финансовых средств в форме: грантов на безвозмездной основе, займов правительствам и частному сектору, взносов и финансирования программ международных организаций (Ассоциации развития образования в Африке (ADEA), инициативе Всемирного Банка «Fast Track Initiative», ПРООН, т.д.). Например, страна спонсировала проект ЮНИСЕФ «Строительство образовательных учреждений в городе Кабул» , направленный на обеспечение безопасной учебной среды и качественного образования. В результате было подготовлено 3000 учителей, оборудовано 1000 учебных кабинетов, более 100 уборных, 350 других помещений (учительские, игровые площадки, др.), благодаря чему еще 80 000 детей смогли пойти в школу. Также с 2008 г. Япония активно участвует в деятельности «Глобального партнерства в области образования» (GPE) , проводя круглые столы, выделяя средства на поддержку образования в странах, охваченных конфликтами. В частности, в 2023 г. 5 млн долл США, внесенные Японией, GPE направило в Сомали и Молдову.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Образовательная дипломатия как мировая тенденция 8
1.1. Понятие образовательной дипломатии 8
1.2. Международные центры изучения образовательной дипломатии 14
1.3. Обзор научно-исследовательских работ 17
Глава 2. Характеристика образовательной системы Японии 25
2.1. Национальная стратегия в области образования 25
2.2. Сильные стороны японского образования и возможности по повышению его конкурентоспособности 30
2.3. Угрозы и слабые стороны японской образовательной системы 33
Глава 3. Образовательная дипломатия Японии 38
3.1. Образовательная дипломатия на международном уровне 38
3.2. Образовательная дипломатия в Азиатско-Тихоокеанском регионе 49
3.3. Деятельность НПО и университетов 55
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 67