В структурно-функциональном отношении теоретическая модель детерминации адаптивного поведения детей с задержкой интеллектуального развития состоит из субъектов взаимодействия: ребенок с задержкой интеллектуального развития, испытывающего трудности социально-психологической адаптации, и условий социальной среды, характеризующихся активностью изменений. В структурно-динамическом отношении выделяются ситуации эмоционального дискомфорта, вызванные взаимодействием детей с задержкой интеллектуального развития с условиями социальной среды, обусловливающими совершение адаптивных поведенческих действий.
Ключевые слова: концепция, дети с задержкой интеллектуального развития, трудная адаптация, поведенческая, эмоциональная, социальная депривация, структурно-функциональный подход, модель детерминации адаптивного поведения, динамичная среда, гармоничная адаптация, конформистская адаптация, девиантная адаптация, комплексная адаптация.