В России существовало два вида, в связи с различием фактур: постоянное и переменное. Постоянное многоголосие – характерная русская форма в партесном стиле, неизвестная в Украине. Для него характерны такие особенности, как: одновременное пение и произнесение единого текста всеми голосами, отсутствие пауз, соответствие цезур текста и цезур во всех голосах. Метр и тактовые черты в произведениях не проставлялись (как в старинных записях монодийных распевов). Состав постоянного многоголосия четыре партии: альт, дискант, тенор и бас.
В статье рассматривается вопрос о развитии многоголосия в русском церковно-певческом искусстве XVII – начала XVIII веков. Автор изучает взаимодействие двух певческих систем – монодии и многоголосия в музыкальной культуре России данного периода, анализируя специфику возникновения ранних форм многоголосия.
Ключевые слова: монодия, многоголосие, строчное, демественное пение, партес, кант, псальмы.