Конкурентная модель отражает принципы рыночной конкуренции, которые сказываются на методах взаимодействиях между публично-правовыми образованиями [6].Региональные и местные органы власти обладают высокой самостоятельностью, фискальной автономией, возможностью устанавливать собственные налоги. При этом уровень выравнивания низок, поддержка осуществляется, как правило, с помощью программно-целевого метода. Организация проведения единой финансовой политики затруднена. Существует несколько проблем в рамках данной модели, возможен риск банкротства некоторых образований, так как ответственность за изменение параметров местных бюджетов центр не несет. Такой подход применяется в США, Японии, Великобритании и других странах. Кооперативная или же централизованная модель ориентирована на перераспределение и выравнивание через федеральный бюджет. Она строится на партнерстве, субъекты, как правило, не наделены достаточным уровнем собственных доходов, но самостоятельны в части расходов. Финансирование осуществляется с помощью различных видов межбюджетных трансфертов, обеспечивающих единый уровень бюджетной обеспеченности. Самостоятельность нижестоящих образований минимальна, но центр ориентирован на помощь кризисным регионам. Модель характерна для европейских стран.
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты механизма межбюджетных отношений 4
1.1. Понятие механизма межбюджетных отношений, принципы его функционирования 4
1.2. Инструменты механизма межбюджетных отношений 9
1.3. Правовые основы регулирования механизма в Российской Федерации 15
2. Анализ механизма межбюджетных отношений субъекта РФ 19
2.1. Механизм межбюджетных отношений в Ярославской области 19
2.2. Механизм межбюджетных отношений Ярославской области с нижестоящими бюджетами 25
3.Пути повышения эффективности механизма межбюджетных отношений 28
Заключение 31