Количественно – качественное совершенствование словаря определяет обогащение лексикона, то есть работу над словами и готовит условия для умения использовать новые слова в своей речи. Она выражается в раскрытии их сочетаемости с другими новыми и старыми словами. Работу над контекстным употреблением слов в зависимости от цели создаваемого текста является второй задачей обогащения словарного запаса учащихся.
Пополнение словаря детей зрительно или на слух составляют следующие группы: воспринимаемые зрительно (чтение книг, журналов); воспринимаемые на слух (речь учителя, слушание радио, просмотр телепередач); воспринимаемые одновременно зрительно и на слух (посещение музеев, выставок).
У каждого ученика должен быть словарь-минимум. Словарь-минимум содержит в себе основу обогащения словарного запаса человека. Из себя он представляет список слов , значение которых должно быть разъяснено детям. Слова и их семы (если слова многозначные) являются единицами работы в школе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 6
1.1. Понятие лексической нормы 6
1.2. Требования к уровню подготовки по русскому языку (в области лекси-кологии) 9
1.3. Типология лексических ошибок………………………………………….12
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ЛЕК-СИЧЕСКИМИ НОРМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Обогащение словарного запаса учащихся 20
2.2. Лексический разбор слова 28
2.3. Работа над словом и фразеологизмом на уроках русского языках…. 29
2.4. Работа над образностью и выразительностью слова (тропами) на уроках русского языка 31
2.5. Работа по предупреждению лексических ошибок на уроках русского языка 32
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37