Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на этом этапе обучения под влиянием литературы начинает возникать новый уровень в отношении школьников к художественным текстам, характеризующийся интересом к обобщенному смыслу художественного творения. На этом этапе школьникам свойственен переход от осознания изображаемой действительности к осознанию специфики ее отображения.
Художественные знания помогают учащимся понять художественный образ, они оказывают стимулирующее влияние на характеристику учениками этого главного компонента прозаического произведения. Однако надо знать, что особенности художественного образа или какие-либо другие особенности изображения не интересуют учащихся V-VI классов. Даже в VII классе не все школьники могут высказывать суждения об образе, а некоторые учащиеся смешивают особенности образа с качествами, присущими самому персонажу (Например, «это положительные образы, понимающие, за что они борются»). Чтобы знания учащихся о литературном образе и его специфики (композиции образа, его типичности, художественных средствах) оказались эффективными, необходимо формировать соответствующие интересы в процессе учебной работы, начиная уже с V класса. Поэтому, целью преподавания литературы в среднем школьном звене должно явиться не только сообщение определенных знаний, но и формирование необходимого отношения к ним. Это свидетельствует о том, что понятие типического, в основном присущее подлинному литературному образу, выпадает из сферы анализа в средних классах, поскольку лишь начинает формироваться в старших классах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАССКАЗОВ У.ШАПИЕВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….6
1.1. Методика анализа прозаических текстов на уроках литературы…..8
1.2.Методика анализа рассказов У.Шапиевой в школе (Сборник «С любовью сердца»).…………………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЗЫ У.ШАПИЕВОЙ В ШКОЛЕ……..……..21
2.1.Изучение жанровых особенностей и образной структуры художественного произведения на уроках литературы……..…………..22
2.2.Изучение эпических произведений У.Шапиевой в национальной школе (повесть «Верность»)……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….………………48