Отметим, что в данном случае возникает опасность смешения любого романа, написанного в форме мемуаров, с метароманом, так как в любом романе мемуарного или автобиографического типа неизбежно встречается некоторое количество размышлений над тем, как ему повести свой рассказ («Бесы» и «Подросток» Достоевского). Критерий, позволяющий разделить два названных типа романной структуры, - это наличие либо отсутствие рефлексии героя-автора над своим произведением как эстетическим целым. Подросток пишет воспоминания для того, чтобы глубже понять самого себя и окружающих его людей, а не потому, что озабочен проблемой соотношения искусства и действительности; трудности литературного ремесла мало занимают его. В «Подростке», как и в «Бесах», экзистенциальные проблемы полностью заслоняют эстетические. Напротив, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - идеальный образец метаромана третьего типа.
У каждого из выявленных нами типов метаромана имеются разновидности (варианты). Их установление зависит от двух характеристик. Во-первых, от того, отличается ли «роман героев» развернутым описанием судьбы персонажей, причем сюжет обладает известной сложностью и управляется хронологическим принципом, или же судьба персонажа не развёрнута, описывается дискретно либо не в хронологическом порядке. Во-вторых, причисление произведения к той или иной разновидности метаромана зависит от того, распространяется ли авторский комментарий на все или лишь на некоторые основные события «романа героев». Так, например, разновидность жанра, к которой относится роман Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», можно охарактеризовать следующим образом: судьба персонажа разворачивается дискретно, не в хронологическом порядке; авторский метакомментарий распространяется на все основные события «романа героев»; Автор не появляется в границах текста в качестве экстрадиегетического повествователя и полностью замещается героем в функции рассказывания истории; герой является «автором» романа, в котором рассказывает о себе и романе, который он пишет; граница проницаема только для героя - в мир творческого процесса. Возможны ещё более сложные конструкции, сочетающие различные типы метаромана.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТАРОМАНА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1. 1. Источники и причины возникновения 5
1. 2. Структура и классификация 14
1. 3. Жанровые характеристики 19
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СТРУКТУРЫ И МЕТАРОМАННЫЕ ТЕХИКИ В «ЗИМНИХ ГРЁЗАХ» 23
2. 1. Причины обращения и контекст истории создания 23
2. 2. Мифотворчество как эстетическая компенсация 28
2. 3. Роль аллегории 31
2. 4. Отказ от вымысла: специфика использования метороманных структур 34
2. 4. 1. Фигура Джуди Джонс 36
2. 4. 2. Смена точек зрения и металепсис 37
2. 4. 3. Переосмысляя эпилог 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список литературы 43