Цель: выявление возможностей перешифровки с буквы на комплекс тонких движений руки, знаний буквенных обозначений.
Материал: буквы разрезной азбуки; печатные, письменные, стилизованные изображения букв, слоги, слова, предложения, тексты (возможно использование материалов данного пособия для обследования чтения).
Техника:
1. Обследование начинается со списывания текста. Ребенку предлагается текст и инструкция: «Спиши рассказ». При затруднениях предлагаются более легкие пробы — списывание отдельных слов, слогов, букв. Для списывания сначала предлагаются печатные, затем письменные, затем стилизованные изображения одних и тех же букв (слогов, слов).
Инструкция: «Спиши буквы (слоги, слова)».
2. С целью выявления знания значения букв целесообразно использовать следующие пробы:
1. Ребенку предлагаются для списывания печатные буквы и дается инструкция: «Напиши такие же письменные буквы (как ты пишешь в тетради)».
2. Предлагаются письменные буквы. Инструкция: «Напиши эти же буквы печатным шрифтом (как в книге)». При неточности знания значения букв перешифровка с одного вида шрифта на другой затруднена.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1.Формирование навыка письма в онтогенезе
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
1.3.Характеристика и особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
1.3.1.Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
1.3.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы и методики изучения письма у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента
Выводы по второй главе
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ