Для того чтобы выявить особенности развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста проанализируем основные общеобразовательные программы (ООП) дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, подразумевает развитие у дошкольников в процессе разнообразных видов детской деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности: умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и умозаключения, то есть развитие логической сферы дошкольников [44].
В комплексной образовательной программе дошкольного образования «Радуга», (авторы: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова) большое внимание уделяется освоению детьми дошкольного возраста знаковых символов (математические представления, знакомство с цифрами, символами и т.п.), развитию начал логического мышления, речевому развитию, формированию элементарного осознания языковых явлений. Задачи по формированию математических представлений изложены в содержательном разделе программы «Радуга», в образовательной области «Познавательное развитие», в самостоятельном подразделе «Математические представления».
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений 8
1.1 Специфика развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Анализ программ дошкольного образования по проблеме развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Роль логических игр и упражнений в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений 33
2.1 Диагностика начального уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Формирующий этап опытно-поисковой работы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений 43
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 53
Выводы по второй главе 61
Заключение 62