Важным фактором внедрения новой веры на Руси были торжества и эстетическая привлекательность византийской литургии, которые производили огромное влияние на сознание верующих. В отличие от латинского обряда, византийская модель христианства характеризовалась доминированием светской власти над церковной. С точки зрения правящих кругов Руси Византийская империя представала не только богатым и могущественным соседом, но и образцом централизованного государственного устройства.
Император, с которым пытались породниться князья, считался наместником Бога на земле и олицетворением всей полноты власти. Такая формула существования власти была привлекательной для тогдашней правящей элиты. Византийское христианство идеологически и юридически обеспечивало оформление царственной силы и власти великого киевского князя.
Аннотация. В конце Х в. Киевская Русь была классовым, антагонистически слоящимся обществом, которому не отвечали хронически отсталые, архаичные языческие представления, взгляды, обычаи и обряды, сформированные в период общественного устройства. В новых условиях они не могли быть адекватным ответом на запросы общественного развития. Введение христианства среди восточных славян как учения, идеологии, религии было закономерным этапом общественно-государственного развития Руси. В основе его принятия лежали объективные потребности и субъективные факторы.
Ключевые слова: крещение Руси, принятие христианства, князь Владимир.