Актуальность исследования. Усвоение речи в младшем школьном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой при обучении в школе. Процесс развития речи вплотную связан с развитием мозга. Само по себе развитие мозга заложено природой, но если не создать условия для правильного развития речи ребенка, то психо-эмоциональное и интеллектуальное развитие будет с каждым годом отставать от нормы. Роль развития речи огромна.
Но часто встречаются различные нарушения в речи школьника, одно из таких нарушений и является предметом изучения данного исследования – это фонетико-фонематическое недоразвитие (в дальнейшем, ФФН).
Фонетико-фонематическое развитие представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Большое количество авторов (Г. А. Каше, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фоми¬чева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина и другие) говорят, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей. У данной категории детей дефекты звукопроизношения имеют стойкий характер, также они похожи по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и несут большие сложности для дифференциальной диагностики и коррекции. Вторично нарушается у этих детей и развитие остальных речевых сторон (фонематической и лексико-грамматической).При поступлении в школу, эти проблемы несут сложности в освоении навыков письменной речи. У обучающихся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при письме могут встречаться такие ошибки как замены букв, пропуски звуков и слогов и так далее. Будет нарушено и чтение. Все это говорит о том, что с такими детьми должна проводится коррекционная работа ещё в дошкольный период, чтобы ребёнок был максимально готов пойти в школу и усваивал там учебную программу. Этим обусловлена актуальность выбора данной темы для написания данной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО–ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР 8
1.2. Особенности произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ФФНР 11
1.3. Методы коррекции ФФНР у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 27
2.1. Методики обследования произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ФФНР 27
2.2. Анализ и результаты обследования произносительной речи у детей младшего школьного возраста с ФФНР 36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 46
3.1. Теоретическое обоснование программы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации 46
3.2. Организация, планирование и содержание работы 51
3.3. Результаты формирующего эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71