Итак, в данном параграфе удалось решить следующие исследовательские задачи.
Во-первых, установлено, что Хабермас понимает власть в весьма узком смысле, не относя к ней все те случаи, когда воздействие на субъектов осуществляется вне коммуникативных действий. В его теории, таким образом, власть имеет неотъемлемые эпитеты «коммуникативная» и «правовая», которым в области социально-нормального ничто не противоположно, т.к. их противоположности оказываются в зоне патологического состояния публичной сферы. Следовательно, в «Фактичности и значимости» разработана идеальная модель принятия политических решений, справедливость и жизнеспособность которой подтверждаются логическими следствиями из ее сущности, а не реальными (измеримыми, эмпирическими) фактами из жизни тех или иных государств.
Во-вторых, показано, что право следует рассматривать как совокупность условий существования особым образом устроенной публичной сферы, где частный (партикулярный) интерес допускается не только до выражения вовне, но и может быть включен в систему стратегических задач общества. Эта функция выполняется трояким способом:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА: ДИСКУРСИВНЫЙ ПОДХОД 8
1.1. Дискурс о праве: принципы, понятия и способ развертывания 8
1.2. Взаимосвязь моральных и правовых норм 31
ГЛАВА 2. ПРАВО КАК АКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРЫ 41
2.1. Право и формирование коллективной воли 41
2.2. Право и власть: функциональная взаимосвязь 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75