Ещё одна теория, которая, по мнению некоторых историков, по своему содержанию напоминает камерализм, была теория «регулярного» или «полицейского государства». Концепция «регулярного государства» (well-ordered police state) была тогда новинкой, её развивали известные мыслители, как, например, Самуил Пуфендорф, Готфрид Лейбниц, Христиан Вольф. Труды первого были известны Петру, а с двумя последними он переписывался. По мнению Б.И. Сыромятникова, царь полностью принял идею о том, что «регулярное государство» – это спасительное благо, что оно, как выражался Лоренц фон Штейн, «машина для производства счастия народов» . Также Пётр участвовал в переводе работ Пуфендорфа и изучил их так, что их основной переводчик, ученый монах Г. Бужинский, называл царя «российским Пуфендорфом» (в 1718 г. было переведено «Введение в историю европейскую», в 1724 г. «О должностях человека и гражданина», но содержание работ, возможно, было известно Петру ещё до перевода). Почти центральной темой камеральных наук и у Юсти становится полиция. При переводе на русский язык, термин Policei преобразуется в различные производные от слов «благо» и «добро».
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..….…3
Глава 1. Заимствование и реализация идей камерализма в 1710-1725 гг.
1.1. Происхождение камерализма, его связь с другими западными теориями, источники его трансфера в Россию при Петре I……………..……………………26
1.2. Практическое применение идей камерализма в России…….…..…………………………………………………………………..42
Глава 2. Осмысление политико-правовых концепций в 1725-1741 гг.
2.1. Внутренняя политика России в 1725-1730 г. ……………………………..68
2.2. Преобразования при Анне Иоанновне ……………………………………..74
Заключение ………………………………………………………………….….. 84
Библиографический список …………………..…………………………………..90