На страницах школьных учебников в качестве новой характеристики российской культуры обозначено, что «личность художника и зрителя получила большую свободу творчества и оценки», то есть установление личностного начала. Определенный акцент также делается на развитие науки, указывается, что Петр I пригласил на службу европейских ученых, среди них швейцарский математик и механик Д. Бернулли, французский астроном и картограф Ж. Делиль. Новшества в культуре представлены, как заимствование новых стилей, иногда все же с обращением внимания «на новое прочтение человека». Русский язык в это время пополнился более чем 400000 иностранных слов» .
В учебнике И.Л. Андреева высказана мысль: «С обретением светского характера русская культура стала ближе европейской, не утратив, однако, своей самобытности» . Реформы, которые были проведены Петром, изменили Россию, приблизив ее к европейским странам. Будущий реформатор приехал из-за границы с твердым намерением добиться скорейшего преодоления отставания России от стран Западной Европы. Благодаря его усилиям Россия вошла в круг ведущих европейских держав.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Реформаторская деятельность Петра I 6
1.1 Историография реформ Петра I 6
1.2 Основные направления реформ Петра I 18
Глава 2. Методологические основы изучения реформ Петра I в основной школе 34
2.1 Общая оценка деятельности Петра I в школьном курсе 34
2.2 Отображение реформ Петра I в учебниках по истории 41
Глава 3. Разработка и анализ урока по теме «Петр I и его реформы» 45
3.1 Технологическая карта урока 45
3.2 Методическая разработка занятия по теме: «Петр I и его реформы» 49
Заключение 65
Список использованной литературы 68