К особенностям данной структуры следует отнести систематический порядок изучения живых организмов, таксоны изучаются в эволюционном порядке. Это позволяет обеспечить постепенное и последовательное введение развитие всех важнейших биологических понятий. По мере знакомства с различными группами живых организмов ученики постепенно убеждаются в усложнении их клеток, типов размножения и других черт строения и жизнедеятельности [38].
Характерной особенностью функционального подхода к определению логики изложения биологического материала является функциональное объяснение всех основных жизненных процессов и строения бактерий, грибов, лишайников, растений и животных, начиная от клеточного уровня и заканчивая высокоорганизованными формами, строение организмов изучается в сравнительном плане с точки зрения их приспособленности к выполнению жизненно важных функций. При этом содержание учебного материала часто структурируется соответствующим физиологическим функциям («Движение», «Питание», «Дыхание», «Выделение», «Размножение» и т.д.), проявление некоторых рассматривается у представителей основных таксономических групп всех царств живой природы.
Следующим этапом изучения биологии, согласно функциональному подходу, является рассмотрение вопросов многообразия живой природы. Преимуществом данного подхода является формирование системы целостных представлений о биотической реальности. Здесь также предполагается изучение разделов «Человек и его здоровье» и «Общие биологические закономерности».
Также стоит отметить, что России разработано две структуры к изучению биологии: концентрическая и линейная.
Линейная структура предполагает последовательное изучение материала без возвращения к изученной теме.
В концентрических программах курс реализуется в виде двух концентров: 5—9 кл. 10—11 кл., каждый из которых представляет собой относительно автономный и завершенный курс биологии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАДЦАРСТВА
ПРОКАРИОТЫ 5
1.1 Основные надцарства органического мира 5
1.2 Морфологические типы бактерий 8
1.3 Ультраструктура клетки прокариот 10
1.4 Роль прокариот в почвенном плодородии 14
1.5 Участие прокариот в круговороте углерода 18
1.6 Роль прокариот в круговороте азота 20
1.7 Основные направления использования бактерий человеком 23
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА РАБОТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 27
2.1 Анализ программы биологии под ред. И.Н. Пономаревой и учебника по биологии для основной школы 27
2.2 Разработка плана-конспекта урока на тему «Бактерии: строение и жизнедеятельность» 41
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА РАБОТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 46
3.1 Анализ программы под ред. И.Н. Пономаревой и учебника по общей биологии для основной школы 46
3.2 Разработка плана-конспекта на тему «Примитивные организмы» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60