Хотя школьники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего младшего школьного возраста. Для действенной, правильной и целенаправленной коррекционно-развивающей работы необходимо использовать не только произвольное, но и непроизвольное внимание у детей.
Если стремиться в процессе коррекционно-развивающей работы воспитывать только произвольное внимание, процесс обучения будет связан с постоянным напряжением ребёнка, станет неинтересным, непосильным, лишенным удовлетворения от процесса получения новых знаний, вызовет к себе отвращение. Однако если использоваться оба вида внимания, а по возможности и их чередование, то подобные условия скажутся на успешной коррекции произвольного внимания у детей 7-10 лет.
Центральным звеном построения коррекционно-развивающей работы будет выступать разнообразная деятельность, построенная на основе игры или решения эмоционально окрашенных продуктивных задач, предоставляя тем самым возможность детям достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.
Используемые в обучении и на коррекционно-развивающих занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, распределением, переключением. Нарушение каждого из перечисленных свойств сказывается на повседневной деятельности ребенка, а также на его работоспособности во время коррекционно-развивающих занятий или обучения.
К проведению игр на развитие произвольного внимания можно предъявить следующие требования:
1) выбирать игры с уровнем трудности, который соответствует задачам коррекционно-развивающей работы, уровню умственного развития;
2) перед проведением игры создать игровое настроение, заинтересовать детей;
3) дать знания детям о цели игры, о ходе ее проведения, о своей роли в игре (если это необходимо по содержанию игры);
4) особое внимание уделить правилам игры;
5) сделать игру занимательной, создав при этом условия для умственной активности детей.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретические основы развития внимания у детей 7-10 лет…… 6
1.1 Психолого-педагогические основы развития внимания у детей 7-10 лет…………….6
1.2 Характеристика педагогических условий развития и коррекции внимания у детей 7-10…………………….. 9
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий развития внимания у детей 7-10 лет………..12
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей 7-10 лет……..12
2.2 Проектирование содержания работы по реализации педагогических условий развития внимания у детей 7-10 лет…….. 17
Заключение…………………………20
Список используемой литературы………………………21
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте……23
Приложение Б Картотека диагностических методик развития внимания у детей 7-10 лет………..24
Приложение В Количественный результат на констатирующем этапе эксперимента ……………………………………………………………….
27