Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек, в конечном счете, оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену.
В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.
Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.
Проблема повышения удельного веса морали в миропонимании современного человека оказывается не менее актуальной и в западных странах. Дух гордости и оптимизма, присущий западному менталитету, все чаще сменяется в наши дни замешательством и переживанием тщетности всех социальных достижений при потере из виду главной цели — самого человека. Поэтому нравственное возрождение и духовное совершенствование человека — это и цель, и средство прогрессивных и успешных социальных преобразований. Простота и самоочевидность нравственных ценностей всегда оказывались обманчивыми, что делало их предметом острых дискуссий и нравственных исканий человечества. В этой связи особое значение приобретает задача выработки мировоззрения, дающего конструктивные ответы на «конечные вопросы» человеческого существования (смысл жизни, свобода, смерть и другие.)