Обобщая сказанное, стоит сделать несколько выводов. Во-первых, существующие в юридической литературе подходы к понятию законодательного процесса являются во многом схожими. Во-вторых, различия связаны с сущностью явления: деятельность или совокупность стадий. В-третьих, законодательный процесс направлен на принятие закона с последующим его вступлением в силу.
Несмотря на существующие разногласия, важно обратить внимание, что законодательно строго определены участники законодательного процесса, необходимые последовательность процедур и сроки их совершения.
Отдельные правовые позиции в части осуществления законодательного процесса высказывались Конституционным Судом РФ. Постановления органа конституционного контроля являются обязательными для исполнения. Однако стоит обратить внимание, что пусть речь и идет о постановлениях о толковании Конституции РФ, тем не менее отдельные положения данных постановлений вызывают вопросы. В одном из своих постановлений Конституционный Суд РФ справедливо отметил, что Президент РФ является участником федерального законодательного процесса, что не вызывает сомнений, так как глава государства может как вносить законопроекты в Государственную Думу, так и в обязательном порядке подписывает и обнародует законы [34]. Более того, принципиально новым стало положение после конституционных поправок 2020 года, предоставившее Президенту РФ право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона [2]. Впервые в российском законодательстве был предусмотрен предварительный конституционный контроль в отношении закона. Однако это только по запросу главы государства.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАДИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1.Понятие и принципы законодательного процесса 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование законодательного процесса 9
1.3. Классификация стадий законодательного процесса 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 15
2.1. Законодательная инициатива: понятие и особенности реализации 15
2.2. Рассмотрение и принятие закона палатами Федерального Собрания Российской Федерации 17
2.3. Реализация Президентом Российской Федерации права вето 20
2.4. Подписание и обнародование законов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованных источников и литературы 28