В зависимости от геометрических параметров дороги, средств регулирования, сложившейся интенсивность движения, придорожного ландшафта в процессе движения по маршруту изменяется режим движения достаточно в широких пределах [8]. Водитель в процессе движения систематически соизмеряет параметры режима и создавшейся ситуации на дороге, внося в установленный режим правки, для сохранности жизнедеятельности, а также размеренного движения. Именно поэтому, для обеспечения безаварийного процесса нужно принимать во внимание психофизиологию водителя.
Водитель, управляя ТС, сохраняет в поле зрения дорогу, видит преграды на ней, пешеходов, ТС, следит за показаниями приборов, на слух контролирует работу двигателя, получает сведения о точности выполняемых действий по управлению автомобилем. Все эти данные являются результатом ощущений – отражения в сознании отдельных свойств и качеств предметов, а также явлений материального мира, напрямую действующих на органы чувств. На рисунке 1.10 изображена динамика изменения поля зрения (размеры поля концентрации внимания) водителя в зависимости от скорости движения автомобиля.
Мышление является процессом отражения в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Оно является высшим познавательным процессом, позволяющим человеку отражать в своем сознании сущность и внешние особенности воспринимаемых предметов. Правильное мышление водителя определяют его специальные знания и опыт, обеспечивающие своевременное извлечение из недр памяти данных, необходимых для того, чтобы принять решение и выполнить действия в конкретной дорожной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 6
ВВЕДЕНИЕ 7
1 АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОДИТЕЛЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ 10
1.1 Анализ дорожно-транспортной аварийности в РФ 10
1.2 Влияние психофизиологических свойств водителей на управление транспортным средством 19
1.3 Цель и задачи МД 27
1.4 Выводы по разделу 28
2 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ВОДИТЕЛЕЙ 30
2.1 Методики диагностирования психофизиологических свойств водителя 30
2.2 Современные комплексы для повышения психофизиологических свойств водителя 43
2.3 Выводы к разделу 49
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ 50
3.1 Диагностика развития ПВК студентов ФГБОУ ВО «СибАДИ» 50
3.2 Диагностика развития ПВК группы испытуемых АО «Транснефть – Западная Сибирь» 58
3.3 Выводы по разделу 65
4 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПВК ВОДИТЕЛЕЙ 67
4.1 Совершенствование диагностики тестирования для водителей АО «Транснефть – Западная Сибирь» 67
4.2 Совершенствование диагностики тестирования студентов ФГБОУ ВО «СибАДИ» 68
4.3 Выводы к разделу 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75