Так, З.Фрейд считал, что на почве амбивалентности чувств из определенных человеческих отношений, с которыми связана эта амбивалентность возникает совесть. Табу здесь рассматривается в качестве веления совести, и нарушение его ведет к ужасному чувству вины. Совесть вытесняла и подавляла природные влечения человека. Благодаря совести осуществлялось внутренне запрещение на реальное проявления бессознательных желаний, связанных с инцестами, кровожадностью, каннибализмом и стремлению убивать.
«Итак, и совесть также, вероятно, возникает на почве амбивалентности чувств из вполне определенных человеческих отношений, с которыми связана эта амбивалентность, и при условиях, имеющих значение для табу и для невроза навязчивости, а именно один член внутренне противоречивой пары бессознателен и поддерживается в вытесненном состоянии благодаря насильственному господству другого».
(«Тотем и табу», 1913)