Одним из решающих факторов успеха при относительно равных условиях физической и технико-тактической подготовленности является психологическая готовность ориентировщика к соревнованию.
Ориентирование относится к тем видам спорта, где умение владеть своими эмоциями и контролировать психологическое состояние очень сильно влияет на результат. Опрос спортсменов юношеской и юниорской сорной России по спортивному ориентированию показал, что наиболее серьезные проблемы у спортсменов лежат в области психологической подготовленности.
Психологическая подготовка ориентировщика помогает создать такое состояние, которое с одой стороны, способствует наилучшему физической и технической подготовленности, а с другой – противостоять сбивающим факторам, как перед стартом, так и во время соревнования. Иными словами, психологическая подготовленность позволяет ориентировщику не реагировать на соперников, не поддаваться спортивному азарту, сохранять силу духа в любых ситуациях.
Психологическое состояние ориентировщика перед стартом и на дистанции многогранно, поэтому и многогранен и процесс психологической подготовки.
В данной работе на основе литературных источников и изданных статей рассматриваются основные цели и задачи исследований в области ориентирования, психодиагностика спортсменов, психофизиологические характеристики состояний, методы психотерапии в спорте, как в тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности спортсменов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……………………3
ПРЕДСТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА……………………………………………………………4
Предстартовые состояния…………………………………………………………………….….4
Состояние функционального комфорта…………………………………………………..….5
Факторы влияющие на результат………………………………………………………….….5
Наличие внутреннего психологического дискомфорта или отсутствие
внутренней психологической готовности…………………………………………….………6
ПАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………..………….7
Рекомендации спортсмену в тренировочном процессе………………………………….….7
Рекомендации тренеру в тренировочном процессе……………………………………………8
Рекомендации к соревнованиям…………………………………………………………………8
Приучение к условиям «поля боя» (тренировка в моделированных условиях) ………………9
Контроль и коррекция внешних раздражителей………………………..……………….…10
Психологическая устойчивость……………………………………..…………………………12
Управление своим потенциалом………………………………….……….…………………13
ПСИХОТЕРАПИЯ………………………………………………………………………………15
Психотерапия в подготовке спортсмена к соревнованиям……………..…………………..15
Психотерапия при утомлении……………………………………………..………………….16
Заключение………………………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………………….…….19