К числу устоявшихся научных определений необходимо
отнести, в первую очередь, само понятие сельской школы, разработанное
М.П. Гурьяновой [74]: «Сельская школа – совокупность различных типов и
видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской
местности, разнообразных по наполняемости, территориальному
расположению, социальному окружению, национальному составу,
работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей
и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а
также социокультурную и социально-педагогические функции».
В настоящее время это определение является базовым. Однако в
законодательных актах субъектов РФ наличествуют и другие определения
данного типа ОУ [174]. Так, в Республике Башкорстан сельскую школу
определяют как совокупность различных типов и видов общеобразовательных
учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по
наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению,
национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных
потребностей сельских детей и решающих задачу базового общего среднего
образования, сельскохозяйственной подготовки школьников, а также
выполняющих социокультурную и социально-педагогические функции [294].
Для Ярославской, Владимирской, Костромской и др.
Одной из ведущих особенностей российской системы образования
является преобладание сельских образовательных организаций, в первую
очередь, малочисленных и малокомплектных, что обусловлено как гео-
территориальной спецификой России, так и низкой степенью плотности
населения, слабой развитостью социальной инфраструктуры и др.
Согласно российсским педагогическим традициям сельская школа на
протяжении всех этапов ее развития являлась предметом серьезных научных
исследований. Внимание российсских ученых првлекали вопросы ее специфики,
содержания деятельности, особенности организации образовательного процесса
и др. Наиболее значимыми историографическими работами, с нашей точки
зрения, являются исследования Г.Е. Козловской [124], Т.В. Орловой [198],
П.П. Пивненко [227], Р.В. Шакирова [364] и др., в которых предложены
различные варианты периодизации развития сельских школ.
На всех этапах изучения феномена сельской школы особое внимание
ученых привлекает проблематика организации учебно-воспитательного
процесса. Можно констатировать, что становление сельской школы и ее
постоянное реформирование 1 обусловило высокий научный интерес к данному
феномену.
Рассмотрим основные выводы, которые составляют ядро ведущих
концепций развития сельской школы.