Введение
Современный туризм называют феноменом двадцатого столетия, а нынешний век имеет все шансы стать веком туризма. Из 195 государств мира в туризм вовлечены более 150 стран. Последние десятилетия мировой туризм демонстрирует уверенный рост [18]. По оценке Всемирной туристской организации (UNWTO), число туристских прибытий во всем мире к 2030 г. составит 1,36 млрд чел. Другими словами, каждый пятый житель планеты будет совершать туристские поездки. В глобальном масштабе туризм составляет около 10% ВВП и более 6% мирового экспорта [7].
Как сказано в Стратегии развития туризма в РФ до 2035 г. , главным конкурентным преимуществом туризма в нашей стране является «наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов», которые имеют всемирное значение и благодаря которым можно развивать практически любые виды туризма.
Однако на сегодняшний день вклад туризма в экономику РФ пока не такой значительный, как, например, в ряде европейских государств, хотя и характеризуется высокой динамикой развития (по данным Ростуризма, доля туризма в ВВП России составляет 3,4%, в то время как в ряде европейский государств эта доля может достигать 10%) [7].
Аннотация
Пандемия коронавируса в начале 2020 г. оказала большое влияние на состояние и дальнейшее развитие практически всех сфер мирового хозяйства, в том числе и туризма. Такого тяжелого кризиса в туристском бизнесе не наблюдалось со времен Второй мировой войны. Однако любой кризис ведет не только к негативным последствиям. В статье рассматриваются новые возможности и вызовы этого серьезного испытания для всего туристского рынка. Очевидно, что после пандемии должно сильно измениться мировосприятие и психология потребления в целом, кроме того, начнется новый этап конкуренции в туризме, который приведет к абсолютно новому распределению ресурсов на этом рынке.