Все взаимоотношения между спортсменами формируются с учётом статуса, который имеет каждый член группы или команды. Если в спортивных группах, и существуют какие-то связи между лидерами и аутсайдерами, то весьма слабые и вынужденные. Это объясняется, прежде всего, стремлением каждого поддерживать отношение с себе подобным. В связи с этим для организации и проведения учебно-тренировочных занятий на высоком уровне, с максимальной пользой для спортсменов и роста их мастерства, каждый тренер обязан учитывать те взаимоотношения, которые могут возникнуть из-за разницы в уровне подготовленности спортсменов. Он должен научиться создавать команду или спортивную группу, члены которой обладают равным уровнем спортивного мастерства. Но следует помнить, что при таком положении лидеры получают максимальное удовлетворение от занятий и находятся в достаточно благоприятных условиях для повышения своего мастерства, а аутсайдеры, даже попадая в условия хорошего социально психологического климата, не будут иметь возможности для быстрого роста своего спортивного мастерства. Поэтому следует применять спарринги аутсайдеров со спортсменами, имеющими более высокий уровень мастерства.
Отношения, складывающиеся в спортивной группе или команде, не бывают незыблемыми, раз и навсегда устоявшимися. Они постоянно в динамике, непрерывно меняются Часто изменения идут всем на пользу, но иногда, наоборот, эффективность деятельности падает. Во избежание отрицательных моментов в отношениях между спортсменами тренер должен постоянно контролировать динамику отношений и направлять их в нужное для группы русло. Улавливая повышение конфликтности, психологической напряжённости, он должен принимать необходимые меры [8].
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. 4
1 Научно-теоретические основы исследования социально-психологических аспектов межличностных отношений в спортивных командах ……………………………………………………………………….…
1.1 Сущность понятия «межличностные отношения» и психологические особенности межличностных отношений в группе ……….
1.2 Социально-психологические особенности спортивной группы ……. 13
1.3 Особенности взаимоотношений и межличностное общение в системе «спортсмен – спортсмен» и успешность спортивной деятельности..
2 Опытно-экспериментальное исследование особенностей межличностных отношений в мужских и женских спортивных командах ….
2.1 Исследование индивидуально-психологических особенностей спортсменов, влияющих на формирование межличностных отношений в системе «спортсмен – спортсмен» в мужских и женских спортивных командах …………………………………………………………………………
2.2 Исследование преобладающего стиля конфликтного поведения в мужских и женских спортивных командах ……………………………………
2.3 Исследование привлекательности команды для спортсменов и особенностей межличностных взаимоотношений в мужских и женских спортивных командах ……………………………………………………………
Заключение 61
Список используемой литературы 63