Когда только человечество начало непосредственно взаимодействовать с окружающим его миром, подробно знакомясь, изучая, воспринимая свойства, какие-либо впечатления о нём, был выработан некий ряд базовых понятий, на основе которых строится строится система представлений объективной действительности. Достаточно важным из этих понятий, является понятие времени. Проблемы, связанные с тщательным изучением процессов времени, имеют разную специфику, нюансы и уровни. Такие сферы знания как: философия, психология, педагогика - занимаются исследованием восприятия времени. Временные категории начали появляться в процессе осознания человеком, что все события следуют друг за другом, например: “труд сменяется отдыхом, сон - бодрствованием и так далее; их круговорота: день сменяется ночью, зима - летом и так далее”. Наблюдения и систематизация привели к возникновению представлений о длительности промежутков времени для конкретизации: минута, час, день, неделя, месяц, сезон, год. Обращаясь к лингвистической точке зрения, мы видим, что само слово «время» происходит от древне - русского «веремя», что означает «вращение». Все временные рамки (прошедшее, настоящее, будущее) определённо связаны между собой, в такой закономерности, что одно обязательно следует за другим, и эта цепочка не может быть нарушена. Время имеет необратимое свойство, протекает в одном направлении от старого к новому.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие пространства в философской, психологической и педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Понятие времени в философской, психологической и педагогической литературе………………………………………………………………………16
1.3 Формирование пространственно-временных представлений в онтогенезе………………………………………………………………………31
1.4 Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………….43
Глава 2. Сформированность пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1 Описание методики эксперимента……………………………………….…52
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования………………..60
Глава 3. Методические рекомендации по развитию пространственных и временных представлений для детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………………………………58
Список используемой литературы……………………………………………..59
Приложения………………………………………………………………………64