Самым широким среди понятий «мотив », «мотивация» и «мотивационная сфера » - является последнее. Мотивационная сфера включает в себя эмоциональную и волевую составляющие личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивационная сфера представляет собой сложное многофакторное явление, совокупность движущих сил поведения, открывающихся субъекту в виде интересов, целей, потребностей, влечений и идеалов, которые, в свою очередь непосредственно обуславливают человеческую деятельность. С этой точки мотивационная сфера понимается как стержень личности, к которому «прикрепляются » такие ее свойства, как направленность, установки, ценностные ориентации, эмоции, притязания, социальные ожидания, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов ), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов» [15, с. 182]
Мотивационная сфера личности имеет системную организацию. Именно взаимосвязь элементов и компонентов этой структуры обеспечивает ее целостность. Она характеризует субъекта, степень его развития. Мотивационная сфера представляет собой комплекс взаимодействующих мотивационных образований, упорядоченных сложной, многомерной иерархической структурой. Ее качество определяется как элементами (их природой, свойствами, количеством ), так и структурой, которая является эволюционной, то есть выражает определенные стадии развертывания процессов и представляет собой целостную, открытую, динамическую, внешне и внутренне детерминированную, самоорганизующуюся систему (В. А. Бодров, Г.В. Ложкин и А.Н. Плющ, 2001).
Содержание
Введение 4
Глава 1 Обзор научных и методических источников по исследуемой проблеме 9
1.1 Понятие «мотивация» в современной педагогике и психологии 9
1.2 Возрастные особенности мотивации школьников старшего возраста 14
Глава 2 Методы и организация исследования 20
2.1 Методы исследования 20
2.1.1 Анализ обобщение данных научно-методической литературы 20
2.1.2 Педагогическое наблюдение 20
2.1.3 Анкетирование 21
2.1.4 Педагогический эксперимент 21
2.1.4 Методы математической статистики 21
2.2 Организация исследования 22
Глава 3 Результаты исследования 24
3.1 Результаты исследования 24
Заключение 30
Выводы 32
Список литературы 33
Приложения 38